Научная мысль Кавказа. – Спецвыпуск № 2, 2006. – С.69-71

С.А. Назаров

Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза

Информатизация образовательной сферы невозможна без создания информационно-образовательных сред (ИОС), которые в свою очередь должны предоставлять возможность для самореализации интеллектуально развитой личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами. Поэтому, в современных условиях, формирование и развитие собственной  информационной образовательной среды, как составляющей единого информационного образовательного пространства, является одной из основных стратегических задач каждого вуза для адаптации к быстро меняющимся внешним условиям. Такая среда  должна служить фундаментом для организации современного образовательного процесса.

Существуют различные подходы к определению информационно-образовательной среды учебного заведения и проблемам ее организации. В различных источниках информационно-образовательной средой называют:

- программно-телекоммуникационную систему, направленную на ведение учебного процесса едиными технологическими средствами и обеспечивающую его информационную поддержку [1];

- педагогическую систему нового уровня, включающую ее материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение [2];

- информационно-коммуникационную предметную среду, обеспечивающую компьютерную поддержку процесса обучения [3];

- социально-психологическую реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий [4,5];

- средство управления процессом информатизации в образовании [3];

- открытую систему, объединяющую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы [6];

- культурно-образовательную среду, где главным носителем образовательной информации является электронный ресурс [7];

- многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения [8];

- систему, объединяющую информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанную с субъектом образовательного процесса [9];

- единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; дидактические средства [10].

Таким образом, информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система. Следовательно, при разработке ИОС  должны решаться не только информационно-программно-технические, но и  психолого-педагогические проблемы.

Информационно-образовательная среда, как педагогическая система должна строиться на основе традиционной,  являясь ее логическим продолжением и развитием. ИОС мы определяем как педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.

ИОС создается в соответствии с важнейшими социально-педагогическими целями современного образования, каковыми являются:

- формирование и развитие способностей личности, нужных ей самой и обществу;

- включение социально-ценностной активности личности;

- обеспечение возможностей для эффективного самообучения и самообразования.

Исходя из целей современного образования, личность является центром образовательной системы. Очевидно, что любая педагогическая система, в том числе и информационно-образовательная среда, должна быть личностно-ориентированной, то есть направленной на воспитание творческой личности.

В нашей концепции определены цели, которые должна достигать ИОС:

- формирование профессиональных знаний, умений и навыков;

- формирование информационной культуры будущих специалистов;

- реализация творческого потенциала и развитие личности;

- формирование современного научного и профессионального мировоззрения;

- формирование профессионального самосознания.

При разработке ИОС решается целый комплекс учебно-методических, психолого-педагогических, организационных, технических и технологических, программных, социально-экономических, нормативных и эргономических проблем, тесно связанных между собой, направленных на формирование креативной личности.

Для успешного функционирования  ИОС необходимо создать соответствующие педагогические условия.  На наш взгляд, таковыми условиями являются:

- высокий уровень информационной культуры преподавателей и студентов;

- внедрение инновационных, в том числе и информационных педагогических технологий, основанных на субъект-субъектных взаимоотношениях;

- рефлексивная деятельность субъектов образовательного процесса, способных к адекватной самооценке своей личности.

С позиций системного подхода, компонентами рассматриваемой личностно-развивающей информационно-образовательной среды являются следующие микросреды: библиотека, учебные дисциплины – электронные учебники, пособия, собственные проекты, интернет-классы. Перечисленные микросреды являются необходимым условием продвижения студентов по индивидуальной  образовательной траектории.

Предлагаемая нами педагогическая модель ИОС технического вуза, основана на личностно ориентированном подходе в обучении, включает следующие структурные компоненты:

1. Учебно-методический комплекс дисциплины (информационное наполнение процесса обучения).

2. Библиотека, учебные дисциплины – электронные учебники, пособия, собственные проекты, интернет-классы (условия индивидуальной траектории обучения).

3. Постоянно обновляющиеся информационные банки дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, образцы выполненных проектов).

4. Модульный принцип построения курсов дисциплин и рефлексивная деятельность субъектов образовательного процесса (необходимое педагогическое условие функционирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза, основанное на высокой информационной культуре преподавателей и студентов).

5. Модульно-рейтинговая педагогическая технология (средство оптимизации учебного процесса, адаптированного к личностным особенностям обучающихся).

6. Внедрение творческих проектов, в том числе коллективных.

7. Студенческие научно-практические конференции, публичные защиты творческих проектов и представление результатов своей деятельности в сети Интернет (средство формирования рефлексивных и коммуникативных навыков).

8. Автоматизированная система контроля знаний (облегчает труд преподавателя и способствует открытости, объективности и беспристрастности оценивания обучающихся).

9. Выбор информационного ресурса (оптимальное сочетание электронных и традиционных учебных ресурсов).

Приведенные в нашей модели структурные компоненты имеют свои технологические особенности и выполняют определенные дидактические задачи. Остановимся на некоторых из них.

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины может  содержать следующие элементы:

- электронные учебники, включающие теоретический материал, глоссарий, а также темы лабораторных и практических работ;

- планы лекционных и практических занятий;

- виртуальные лабораторные комплексы;

- конспекты-презентации лекций;

- задания к лабораторным работам;

- учебные задания для самостоятельной работы и требования к ним;

- вопросы и задания к итоговой аттестации;

- описания информационных средств и технологий, необходимых для выполнения учебных заданий;

- методические указания к использованию данного комплекса;

- электронные банки тестов;

- ссылки на дополнительные информационные ресурсы по дисциплине в сети Интернет;

- дополнительные учебные материалы (учебники, пособия, журналы и т.п.).

Данный учебно-методический комплекс предоставляется студентам на внешнем носителе и свободно распространяется по локальной внутривузовской сети и глобальной сети Интернет.

Электронный учебник представляет собой гипертекстовый документ, содержащий мультимедийную информацию, а также проверочные тестовые задания. С точки зрения информационных технологий, интерактивный электронный учебник – это сложный гипертекстовый документ, включающий текстовую, графическую и мультимедийную информацию. Как правило, такой учебник содержит структурированный учебный теоретический материал, глоссарий, а также темы лабораторных и практических работ, задания по дисциплине и рекомендации по ее изучению.

Библиотека является хранилищем как традиционных, так и электронных образовательных ресурсов, включая и электронные учебники. Создание библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов – важнейшая стратегическая задача технического вуза, направленная на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности университета за счет оперативного использования электронных информационных ресурсов библиотеки.

Важным фактором информатизации образования является  использование возможностей глобальной сети Интернет, как мощного информационного ресурса. Интернет-классы предоставляют возможность самостоятельного поиска образовательной информации, а также размещения на собственных сайтах результатов своей деятельности, что оказывается очень значимым для собственного самоутверждения и формирования положительной мотивации к самообразованию.

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. А использование электронных тестовых заданий в качестве одной из форм контроля знаний студентов позволяет интегрировать обучение и оценивание работы студента через внедрение модульно-рейтинговой системы в учебном процессе.

Рассмотренная нами модель ИОС, основанная на личностно-развивающем подходе в образовании и модульно-рейтинговой педагогической технологии, направлена на формирование человека высокой профессиональной культуры, обладающего научно-профессиональным мировоззрением и способного успешно конкурировать в  мире.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ [Электронный ресурс] / Концепции информационно-образовательной среды. – Электрон. дан. – Саратов, 2000. – Режим доступа: http://do.sgu.ru/conc.html, свободный. –   Загл. с экрана.

2. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98 – 113.

3. Курова Н.Н. Информационная среда образовательного учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы [Электронный ресурс] / Конференция «Информационные технологии в образовании. – Электрон. дан. – М., 2005. – Режим доступа: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=5434&PHPSESSID=00a0f682fb916586aca80c70e80f2ab0, свободный.  Загл. с экрана.

4. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.

5. Красильникова В.А., Веденеев П.В., Заварихин А.С., Казарина Т.Н. Электронные компоненты информационно-образовательной среды // Открытое и дистанционное образование. Выпуск 4(8), 2002. С. 54 – 56

6. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения // Автореферат  дис. … доктора пед. наук. Тюмень, 2003. ­–  46 с.

7. Гура В.В., Дикарев С.Б. Технологические аспекты педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: отчет РОЦ НИТ за 2002 год / Таганрогский государственный радиотехнический университет. – Электрон. дан.  – Таганрог, 2006. Режим доступа:  www.tsure.ru/rcnit/otchet/2002.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

8. Ахметов Б.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы [Электронный ресурс] / 3-я Всероссийская научно-практическая конференция-выставка. Электрон. дан.  – Омск, 2006. Режим доступа http://www.omsu.ru/conference/stat.php, свободный. Загл. с экрана.

9. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: (на примере подгот. специалистов с высш. образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Центр креатив. педагогики Моск. гос. технол. акад. – М., 2002. – 22 c. : ил.

10. Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И. Основы открытого образования // Отв. Ред. В.И.Солдаткин. – Т. 2. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.

 

Назад На главную страницу